Монгольский войлок. Изделия из войлока.
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
ИСКУССТВО МОНГОЛИИ
Войлок и его значение в декоративно-прикладном искусстве
Без войлока кочевой быт просто немыслим. Попробуйте поставить юрту, не имея для нее войлочных покрытий. А что вы постелите в ней на пол, чтобы в холодные зимы
сохранить тепло ее очага? Тот же войлок! Все, кто кочует по степям Евразии, умеют делать войлок, но монголы, как никто, понимают в нем толк, а поэтому, собравшись помочь родственникам или соседям изготовить новый войлок, произносят
сакральное благопожелание «Пусть будет теплым ваш войлок!», без которой это великое действо не увенчается успехом. Обычно войлок делают или валяют в начале осени, когда закончена вторая в течение данного хозяйственного года стрижка
овец. Первая была в разгар лета, но осенняя шерсть ценится выше. Если дело происходит у живущих в степях Евразии кочевых народов, то выглядит это так.
С утра все участники предстоящей работы собираются в одной из юрт для совместной трапезы: едят вареную баранину, пьют кумыс или, по желанию, чай с молоком, маслом и жирными прессованными, и от этого особенно вкусными, молочными пенками.
Столь плотный утренний завтрак необходим потому, что валяние войлока - дело трудоемкое и требует от всех участников большой затраты сил.
Предварительно вымытую, высушенную и очищенную от колючек шерсть раскладывают на земле, подстелив кусок старой ткани, кожи или циновку, и начинают сбивать шерсть в плотную массу, периодически смачивая ее молочной сывороткой. В изготовлении
больших кусков войлока (4 × 4 или 5 × 5 м) занято одновременно 8-10 человек. Это могут быть и мужчины, и женщины, и даже помощь детей принимается благосклонно. Как только сбиваемая ими с разных концов шерсть уплотнится, ее свертывают в
рулон, обвязывают веревками и прокатывают (валяют) по земле. Делается это либо двумя всадниками, каждый из которых держит один конец веревки, либо просто вручную, перекатыванием рулона от одной группы людей к другой.
В начале ХХ в. монгольский художник Марзан Шарав написал картину «Один день жизни Монголии», изобразив на ней все, что составляет суть жизни скотоводов кочевников. Они пасут скот, доят коров и кобыл, делают сыр, сметану и кумыс,
строят юрты, собирают в степи сухой навоз, чтобы топить очаг. Они любят друг друга, рожают детей, кормят их. Они хоронят умерших, совершают религиозные обряды. Наконец, они стригут овец и из их шерсти делают войлок, и все этапы
этого процесса мы можем воочию увидеть на этой замечательной картине.
Кроме овечьей шерсти, в войлок добавляют ягнячью, верблюжью и козью, конский волос и волосы, выпадающие при линьке крупного рогатого скота, но все таки главный компонент - овечья шерсть осеннего настрига. Работа длится несколько
дней, пока не закончится вся предназначенная для изготовления войлока шерсть. А потом устраивают праздник по случаю завершения работы, он называется найр. Едят баранину, опять пьют кумыс - на сей раз в больших количествах. После такой
работы не грех и по-настоящему напиться. А напившись, поют песни или сладко засыпают, привалившись к готовым рулонам войлока с сознанием выполненного долга.
Естественные цвета войлока - белый, черный, серый, бурый, пестрый. Именно в такие цвета раскрасила овец и баранов сама природа. Многие народы делают красивые войлочные ковры, удачно сочетая эти природные краски. Однако известны и
другие способы орнаментации войлока. Цветными нитками расшивают и обшивают по краям войлок монголы.
В кочевых культурах войлок использовался в разных сакрально значимых ситуациях. В средние века монголы сажали только что избранного курултаем Великого хана на белый войлок и поднимали его на руках над толпой. Белый цвет всегда считался у
монголов священным и в данном обряде подчеркивал сакральность личности, которая отныне будет стоять во главе народа и государства.
Древнейшие из сохранившихся до наших дней изделия из войлока - это ковры и чепраки из Пазырыкских курганов, оставленные нам скифским населением Горного
Алтая, жившим в VI-V вв. до н. э., и из курганов Ноинула в Монголии - гуннских, живших II-I вв. до н. э.
Бывшие еще в недавнем прошлом кочевниками казахи, киргизы, туркмены, монголы, а в начале ХХ в. то же самое можно было сказать про бурят и калмыков, до сих пор живущие в юртах если не круглый год, то хотя бы летом, делают из войлока не
только покрытия для своих жилищ, но также обувь - чулки вкладыши в кожаные сапоги, стельки, прокладки для подметок, войлочные ковры, подушки, подстилки для новорожденных, потники под верховые седла, попоны для коней, большие войлочные
сумки для перевозки грузов на лошадях и верблюдах. А еще есть знаменитые русские валенки, которые носят и сейчас.
В военном деле в средние века войлок использовали как заменитель кольчуги, как подкладку под шлем, из него делали чехлы к рукояткам сабель, им обшивали снаружи
верх крепостной стены при обороне города, так как в войлоке прочно застревали наконечники стрел противника. Из войлока делали прокладку в оборонительных валах
вокруг селений и городов в тех местах, где была почва с большим содержанием соли, для того чтобы соль не разъедала стены. Войлок использовали и в медицине при лечении переломов костей.
И еще раз вернемся к тем, кто делает войлок. Очень важно, чтобы в этот момент все говорили друг другу хорошие, добрые слова, еще лучше - благопожелания, ибо они в такую минуту обретают магическую силу: «Пусть ваш войлок будет белым, как
раковина, крепким, как кость, красивым, как шелк». И тот, кто слышит эти слова, должен ответить: «Благодарим за благословенные пожелания, пусть будет по вашему». И тогда войлок обязательно получится крепким, теплым и красивым.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ
|