Монгольский войлок. Изделия из войлока.
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
ИСКУССТВО МОНГОЛИИ
Монгольский войлок. Его значение жизни и искусстве монголов
Монгольский войлок — это не
просто материал, это символ культуры и образ жизни кочевых народов Центральной
Азии. С древних времен этот многослойный тканый материал оказывал неоценимое
влияние на повседневную жизнь кочевников, отражая их опыт, традиции и
взаимосвязь с природой.
Войлок в Монголии используется для изготовления юрт — традиционных переносных
жилищ кочевников. Эти круглые, легко демонтируемые сооружения позволяют быстро
перемещаться вслед за стадами, обеспечивая надежное укрытие от капризов природы.
Войлочная юрта прекрасно сохраняет тепло зимой и обеспечивает прохладу летом,
создавая уютное жилище в самых суровых климатических условиях. Этот природный
материал способен дышать, регулировать влажность и сохранять температуру, что
делает его идеальным для использования в юртах.
Кроме того, войлок используется для изготовления различных предметов быта,
таких как коврики, одеяла, одежды и даже обувь. На этих предметах часто
встречаются яркие узоры и орнаменты, которые несут в себе глубокий смысл и
традиционные символы. Каждый рисунок, будь то сложный геометрический узор или
изображение животных, рассказывает историю народа и его связь с духовным миром.
Ремесло изготовления войлока передается из поколения в поколение, оставаясь
важнейшей частью культурного наследия Монголии. Процесс создания войлока
трудоемкий и требует навыков, терпения и любви к своему делу. Войлок валяется из
шерсти местных овец или яков, что делает каждое изделие уникальным. Этот
материал также экологически чист, что особенно важно в современном мире, где
экологическое сознание становится все более важным.
Монгольский войлок сегодня находит применение не только в традиционных
областях, но и в современном дизайне, искусстве и архитектуре. Он вдохновляет
художников и дизайнеров по всему миру, становясь мостом между древностью и
современностью.
Таким образом, монгольский войлок — не только практичный и полезный материал.
Он является важной частью самобытной культуры, глубоко укорененной в истории и
традициях Монголии, олицетворяя неразрывную связь между человеком и природой.
Этот уникальный материал продолжает играть ключевую роль в жизни кочевников,
оставаясь источником вдохновения и гордости для новых поколений.
Предварительно вымытую, высушенную и очищенную от колючек шерсть раскладывают на земле, подстелив кусок старой ткани, кожи или циновку, и начинают сбивать шерсть в плотную массу, периодически смачивая ее молочной сывороткой. В изготовлении
больших кусков войлока (4 × 4 или 5 × 5 м) занято одновременно 8-10 человек. Это могут быть и мужчины, и женщины, и даже помощь детей принимается благосклонно. Как только сбиваемая ими с разных концов шерсть уплотнится, ее свертывают в
рулон, обвязывают веревками и прокатывают (валяют) по земле. Делается это либо двумя всадниками, каждый из которых держит один конец веревки, либо просто вручную, перекатыванием рулона от одной группы людей к другой.
В начале ХХ в. монгольский художник Марзан Шарав написал картину «Один день жизни Монголии», изобразив на ней все, что составляет суть жизни скотоводов кочевников. Они пасут скот, доят коров и кобыл, делают сыр, сметану и кумыс,
строят юрты, собирают в степи сухой навоз, чтобы топить очаг. Они любят друг друга, рожают детей, кормят их. Они хоронят умерших, совершают религиозные обряды. Наконец, они стригут овец и из их шерсти делают войлок, и все этапы
этого процесса мы можем воочию увидеть на этой замечательной картине. Кроме
овечьей шерсти, в войлок добавляют ягнячью, верблюжью и козью, конский волос и
волосы, выпадающие при линьке крупного рогатого скота, но все таки главный
компонент - овечья шерсть осеннего настрига.
Естественные цвета войлока - белый, черный, серый, бурый, пестрый. Именно в такие цвета раскрасила овец и баранов сама природа. Многие народы делают красивые войлочные ковры, удачно сочетая эти природные краски. Однако известны и
другие способы орнаментации войлока. Цветными нитками расшивают и обшивают по краям войлок монголы.
В кочевых культурах войлок использовался в разных сакрально значимых ситуациях. В средние века монголы сажали только что избранного курултаем Великого хана на белый войлок и поднимали его на руках над толпой. Белый цвет всегда считался у
монголов священным и в данном обряде подчеркивал сакральность личности, которая отныне будет стоять во главе народа и государства.
В последние годы интерес к монгольскому войлоку возрос и среди туристов,
стремящихся познакомиться с аутентичной культурой этой страны. Войлочные изделия
становятся популярными сувенирами, отражающими уникальность монгольских традиций
и мастерство местных ремесленников. Туры в юрточные кемпинги позволяют туристам
не только увидеть процесс производства войлока, но и самим принять участие в его
создании, получая незабываемый опыт погружения в жизнь кочевых народов.
Монгольский войлок также привлекает внимание исследователей и экологов,
которые изучают его свойства как натурального, устойчивого материала.
Исследования показывают, что войлок обладает удивительными изолирующими
свойствами, что делает его отличной альтернативой синтетическим материалам в
строительстве и дизайне. Экологически чистые и возобновляемые материалы, такие
как монгольский войлок, играют важную роль в поиске ответов на вызовы
современных экологических проблем.
Таким образом, монгольский войлок является не только культурным наследием, но
и перспективным материалом, открывающим новые горизонты в различных сферах. Он
продолжает оставаться символом устойчивости и прочности традиций, одновременно
вдохновляя на новые открытия и адаптацию к современным реалиям. Чувство уважения
к этому уникальному материалу объединяет людей разных культур, прокладывая путь
к взаимопониманию и совместному развитию.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ
|