Гражданская авиация Монголии. История авиации в Монголии.
ТРАНСПОРТ МОНГОЛИИ
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ МОНГОЛИИ
Монгольская авиация всегда
играла важную роль в развитии страны, связывая удаленные районы и обеспечивая
транспортную доступность в сложных климатических и географических условиях. В
условиях ограничения наземной инфраструктуры, особенно в зимний период, авиация
является важным звеном в транспортной сети Монголии. Это имеет особое значение
для жителей отдаленных областей, которые нуждаются в доступе к медицинским
услугам, образованию и товарам первой необходимости.
Авиационная история Монголии уже насчитывает почти сто лет. Она началась 25
мая 1925 года, когда в Ургу (ныне Улан-Батор) прибыли самолеты Ю-13 и три П-1,
управляемые советскими пилотами, что положило начало первому монгольскому
авиаотряду. В 1926 году советский летчик Н.Лапин открыл первый коридор
монгольского воздушного сообщения, который летел в восточный край Монголии. В
1927 году в Монголии подготовлены кадры – летчики, наблюдатели и мотористы, с
1930 года молодые люди были отправлены на обучение в высшее военно-воздушное
училище Советского Союза. Два года спустя на родину возвратились 10 летчиков,
овладевших специальностью «летчик» в Советском Союзе. Среди них были Герои
Монголии Д.Дэмбэрэл и Ч.Шагдарсурэн.
В начале пути становления авиационной отрасли в Монголии, развивалась в
основном военная авиация. Монголия получила три Р-5 одной из первых серий, с
пулеметами "Льюис", в качестве подарка от советского правительства летом 1931
года. Вместе с самолетами прибыли советские летчики. Считаясь военными
советниками, первые годы только они пилотировали боевые машины, а монголы
учились. Р-5 вошли в состав единственного тогда монгольского авиаотряда "Сухэ-Батор",
насчитывавшего семь машин. Летали они сначала мало, так как в Монголии не было
нужного для их моторов бензола.
Военная авиация Монголии получила боевое крещение в августе-сентябре 1934
года, на западе Монголии, когда в провинции Ховд вспыхнул мятеж, и на подавление
бросили войска. В 1936 году в Улан-Баторе состоялся первый воздушный парад, в
котором участвовали восемь самолетов. К осени 1938 года монгольская авиация
располагала 39 боевыми и шестью учебными самолетами Р-5 и Р-5Ш. На это
количество имелось 27 летчиков-монголов, многие из которых были довольно слабо
подготовлены. Впоследствии монгольские летчики участвовали в боях на Халхин-Голе
в 1939 году и разгроме Квантунской армии в 1945 году.
Первый аэродром в Монголии был создан в Улан-Баторе в 1940 годах, по
своему местоположению его чаще именовали «Сонгино», его официальное наименование
Буянт-Уха (монг. Буянт-Ухаа нисэх онгоцны төв буудал) прижилось позднее. Он
использовался для выполнения местных полетов с использованием легкомоторной
авиации, испытательных полётов, тренировки пилотов и т. д., а также стал первым
аэропортом Улан-Батора: первые регулярные пассажирские международные авиарейсы в
Монголии начали совершаться с этого аэродрома в Улан-Удэ.
В 1946 году учреждена служба гражданской авиации в составе 8 самолетов, на
которых начали оказывать первые услуги отечественной гражданской авиации,
авиаперелеты в аймаки Дундговь, Сухбаатар, Хэнтий, Чойр. В 1956 году открылась
новая страница в развитии монгольской авиации. 5 самолетов марки «АН-2» были
привезены с Советского Союза и подготовлена профессиональная команда. В силу
чего, совершение внутренних рейсов в нашей стране урегулировалось. С 1958 года
начался зарубежный авиаперелет в Иркутск и Пекин на самолетах марки «Ил-14».
Монгольские летчики гордятся тем, что отечественная авиация славится династией
известных летчиков и имеет прекрасную традицию, где работают известные и славные
летчики.
«Самым первым учащимся из Монголии в Военно-воздушной инженерной академии
имени Н. Е. Жуковского стал Тогоочийн Самдан, который получил специальность
летчика в 1943 году. Цогийн Геннадий прошел полный курс академии и стал
выпускником в 1957-1958 гг. А я поступал в эту академию в 1972 году», –
вспоминал летчик-космонавт Ж.Гуррагчаа.
В 1956 году была основана первая государственная авиакомпания MIAT Mongolian Airlines.
Аэропорт Буянт-Ухаа был сдан в эксплуатацию в 1961 году. Он был построен при содействии Советского Союза.
В период с 1994 по 1997 год дальнейшее крупное обновление было достигнуто с
помощью Азиатского банка развития, в результате чего аэропорт в стал
соответствовать стандарту ICOA. Аэропорт был переименован в Чингис Хаан
(Чингисхан) международный аэропорт в честь 800-летия создания Монгольского
государства 21 декабря 2005 года. В связи с переименованием
международного аэропорта Буянт-Ухаа на Чингисхаан установили памятник великому
завоевателю на перекрестке автодорог перед данным аэропортом.
В 2011 году доля аэропортов, располагающихся поблизости Улан-Батора в общем
объёме перевозок пассажиров в Монголии составила около 85 %. Аэропорт Чингисхан
в 2010 перевёз почти 1 млн. пассажиров. Остальной пассажиропоток приходится на
крупнейшие аэропорты Ховд, Улгий, Чойбалсан.
Начиная с 2000 года аэропорты Баяндэдгэр и Мааньт практически не функционирует,
причем на базе военного аэродрома вблизи Мааньта был открыт гражданский аэропорт
под названием Баян Сумэ. Международный резервный аэропорт в Чойбалсане построен на базе бывшего военного
аэродрома (2001 год).
В Монголии имеется около 80 аэропортов, но только 11 из них оборудованы
взлетно-посадочными полосами с твердым покрытием. Расписание часто зависит от
погодных условий, и задержки местных рейсов могут длиться до 24 часов.
В Монголии зарегистрировано приблизительно 10 авиакомпаний, которые
располагают примерно 60 самолетами и 30 вертолетами в совокупности.
В августе 2014 года было принято решение о сокращении воздушной дистанции между
самолетами с 90 до 30-и километров после надлежащих работ по установлению и
усовершенствованию наземных радарных станции начиная с 2012 года. Это в свою
очередь, позитивно скажется на пропускной способности воздушного сообщения
Монголии.
5 июля 2019 года официально завершено строительство нового международного
аэропорта, расположенный на территории сомона Сэргэлэн Центрального аймака
Монголии. Таким образом, самое крупное строительство (при помощи Японии) в
области монгольского авиатранспорта аэропорт готов к эксплуатации. Новый
аэропорт располагается на площади в 3800 кв. метров. На территории расположены
места для стоянки 24 лайнеров, ёмкости для хранения авиационного топлива
рассчитаны на 8 тысяч тонн. Менеджмент нового международного аэропорта будет реализован совместно
с Японией на основе “Договора о концессии”. 51 процент прибыли аэропорта получит
японская сторона, а 49 процентов – монгольская.
Наряду с этим, также состоялась церемония принятия скоростной автомагистрали
протяжённостью в 32 км до нового аэропорта.
С введением в эксплуатацию этого международного аэропорта будет построен
город-спутник с 30-тысячным населением, что станет началом для закладки нового
фундамента экономического развития. Введение в эксплуатацию нового аэропорта,
построенного на общую сумму в 65,6 млрд. иен, позволит принимать 1,5 - 3 млн.
пассажиров в год. Ожидается создание 7200 рабочих мест. Аэропорт должен быть
введен в эксплуатацию весной 2020 года.
02.08.2020. Монгольская малая авиация в ближайшее время начнёт полёты из
Улан-Батора в центр Сухэ-Баторского аймака г.Баруун-Урт. Одновременно начаты
работы по созданию взлётно-посадочных полос в сомонах Дадал, Галшар и Биндэр
Хэнтийского аймака, готовятся принимать самолёты малой авиации сомоны Баяндун и
Халхгол Восточного аймака и самый недоступный сомон Ренчинлхумбэ в Хубсугульском
аймаке. (Монголия Сейчас)
04.07.2021 года стал особым днём в истории монгольской авиации. В 50 км от
столицы открыт новый международный аэропорт построенный при помощи Японии.
Возведение самой большой воздушной гавани началось ещё в 2008 году, аэропорт
сможет принимать до 3 миллионов пассажиров в год. На торжественном мероприятии
посвящённом открытию аэропорта и установке стелы в честь дружбы монгольского и
японского народов выступили Президент страны У.Хурэлсух и Посол Японии Кобаяши
Хироюки. Первый рейс вылетел в Токио, аэропорт Нарита.
За последние десятилетия Монголия сделала значительные шаги в модернизации
своей авиационной инфраструктуры. Важной вехой в этом процессе стало открытие
нового международного аэропорта в Улан-Баторе, который был разработан с учетом
современных стандартов безопасности и комфорта. Этот аэропорт не только увеличил
пропускную способность страны для международных рейсов, но и стал важным хабом в
Северо-Восточной Азии, способствуя увеличению туристического потока и укреплению
экономических связей с другими странами.
Расширение и модернизация национального авиапарка также являются ключевыми
направлениями развития сектора. Монголия активно сотрудничает с международными
партнерами, чтобы обновить свои воздушные суда и внедрить передовые технологии.
В последние годы были заключены соглашения с ведущими мировыми
авиапроизводителями на поставку новых самолетов, что позволяет повысить качество
и безопасность полетов, а также сократить эксплуатационные расходы.
В то же время, развитие авиационной отрасли в Монголии сталкивается с рядом
вызовов. Важной задачей остается повышение качества подготовки пилотов и
обслуживающего персонала, что требует значительных инвестиций в образовательные
программы и международное сотрудничество. Усиление мер безопасности и внедрение
инновационных технических решений также становятся приоритетами государственной
политики, направленными на создание устойчивой и конкурентоспособной авиационной
отрасли в стране.
БИБЛИОГРАФИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|