Гражданская авиация Монголии. История авиации в Монголии.
ТРАНСПОРТ МОНГОЛИИ
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ МОНГОЛИИ
Гражданская авиация Монголии: история, современное состояние и проблемы
 Монгольская авиация всегда
играла важную роль в развитии страны, связывая удаленные районы и обеспечивая
транспортную доступность в сложных климатических и географических условиях. В
условиях ограничения наземной инфраструктуры, особенно в зимний период, авиация
является важным звеном в транспортной сети Монголии. Это имеет особое значение
для жителей отдаленных областей, которые нуждаются в доступе к медицинским
услугам, образованию и товарам первой необходимости.
История гражданской авиации в Монголи началась с создания Военно Воздушных
сил республики. На третьем съезде Монгольской народно-революционной партии,
состоявшемся в 1924 году, принято решение о создании военной авиации,
Монгольская народная армия должна иметь самолеты. Это решение получило поддержку
со стороны народа, накопившего огромные средства для его реализации. Монгольские
летчики считают, что начало образования авиационной службы в Монголии относится
к 25 маю 1925 г., когда первые три гражданских транспортных самолета марки
«Ю-13» и три "П-1" приземлились в Улан-Баторе. В 1926 году советский летчик Н.Лапин открыл
первый воздушный коридор восток
Монголии.
В 1927 году в Монголии подготовлены кадры – летчики, наблюдатели и
мотористы, с 1930 года молодые люди были отправлены на обучение в высшее
военно-воздушное училище Советского Союза. Два года спустя на родину
возвратились 10 летчиков, овладевших специальностью «летчик» в Советском Союзе.
Среди них были Герои Монголии Д.Дэмбэрэл и Ч.Шагдарсурэн.
Летом 1931 года Монголия получила в подарок от советского правительства три
самолета Р-5 из одной из
первых партий, оснащенные пулеметами "Льюис". Вместе с этими самолетами прибыли
советские пилоты. В первые годы, выступая в роли военных советников, они были
единственными, кто управлял боевыми машинами, в то время как монголы занимались
обучением. Самолеты Р-5 были включены в состав монгольского авиаподразделения "Сухэ-Батор",
которое насчитывало семь единиц. Поначалу полеты были редкими из-за нехватки
бензола, необходимого для двигателей самолетов.
К осени 1938 года монгольская авиация имела в своем распоряжении 39 боевых
самолетов и шесть учебных Р-5 и Р-5Ш. В общей сложности в их составе числилось
27 монгольских летчиков, большинство из которых имели недостаточный уровень
подготовки. Боевые авиаполки Монголии были оснащены изношенной техникой,
полученной от авиации Забайкальского округа, а также из 150-го смешанного полка,
который находился в процессе перевооружения на новые бомбардировщики СБ. На
территории Монголии, в советских частях, Р-5 использовались преимущественно как
самолеты для связи.
В начале конфликта на реке Халхин-Гол
самолеты Р-5 применяли для разведывательных полетов. Однако активное насыщение
района боевых действий истребительной авиацией вынудило прекратить эти операции.
Разведку продолжили истребители и бомбардировщики СБ. Для старых бипланов нашли
другое применение: советские и монгольские летчики объединились в группу ночных
бомбардировщиков, а также осуществляли связные полеты.
Впоследствии монгольские летчики участвовали в разгроме Квантунской армии в
1945 году.
ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Первый аэродром в Монголии был создан в Улан-Баторе в 1940 годах, по
своему местоположению его чаще именовали «Сонгино», его официальное наименование
Буянт-Уха (монг. Буянт-Ухаа нисэх онгоцны төв буудал) прижилось позднее. Он
использовался для выполнения местных полетов с использованием легкомоторной
авиации, испытательных полётов, тренировки пилотов и т. д., а также стал первым
аэропортом Улан-Батора: первые регулярные пассажирские международные авиарейсы в
Монголии начали совершаться с этого аэродрома в Улан-Удэ.
В 1946 году учреждена служба гражданской авиации в составе 8 самолетов, на
которых начали оказывать первые услуги отечественной гражданской авиации,
авиаперелеты в аймаки Дундговь, Сухбаатар, Хэнтий, Чойр. В 1956 году открылась
новая страница в развитии монгольской авиации. 5 самолетов марки «АН-2» были
привезены с Советского Союза и подготовлена профессиональная команда. В силу
чего, совершение внутренних рейсов в нашей стране урегулировалось. С 1958 года
начался зарубежный авиаперелет в Иркутск и Пекин на самолетах марки «Ил-14».
Монгольские летчики гордятся тем, что отечественная авиация славится династией
известных летчиков и имеет прекрасную традицию, где работают известные и славные
летчики.
«Самым первым учащимся из Монголии в Военно-воздушной инженерной академии
имени Н. Е. Жуковского стал Тогоочийн Самдан, который получил специальность
летчика в 1943 году. Цогийн Геннадий прошел полный курс академии и стал
выпускником в 1957-1958 гг. А я поступал в эту академию в 1972 году», –
вспоминал летчик-космонавт Ж.Гуррагчаа.
В 1956 году была учреждена первая национальная авиакомпания — "Аэрофлот
Монголии", которая впоследствии стала известной как MIAT Mongolian Airlines. На
первых порах при помощи Советского Союза было создано несколько аэродромов и
закуплена советская авиационная техника, такая как Як-12 и Ан-2.
Аэропорт Буянт-Ухаа был сдан в эксплуатацию в 1961 году. Он был построен при содействии Советского Союза.
В середине XX века Монголия переживала значительные изменения в рамках
строительства социалистического общества. Одной из важных вех этого периода
стало развитие гражданской авиации, что сыграло решающую роль в обеспечении
связи между удаленными регионами и административными центрами. В каждом
значительном населенном пункте создавались аэропорты. Несмотря на то, что
бетонные полосы присутствовали далеко не везде, грунтовые взлетно-посадочные
полосы становились символом прогресса, открывая возможности для транспортировки
грузов и пассажиров, ранее недоступные для степной страны.
Развитие гражданской авиации не только способствовало улучшению инфраструктуры,
но и ускорило процесс модернизации страны, интеграции в международное
сообщество, улучшению доступа к образованию и медицине. Авиаперелеты стали
важным инструментом государственного планирования и поддерживали экономическое
развитие, позволяя быстро реагировать на различные вызовы, будь то природные
катастрофы или необходимость оперативной связи между отдаленными регионами.
Постепенно формировалась сеть воздушного сообщения, которая связывала все
аймаки страны, способствуя интеграции и равномерному развитию.
В следующие десятилетия авиационный сектор Монголии продолжал развиваться,
особенно с открытием новых международных маршрутов в 1990-х годах, когда страна
открыла двери для международной торговли и туризма. В этот период был
модернизирован международный аэропорт Чингисхан в Улан-Баторе, который стал
важным узлом не только для региональных, но и для международных авиалиний.
ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
С переходом Монголии к рыночной экономике страна столкнулась с множеством
сложностей, среди которых недостаток финансирования. Это привело к закрытию
аэропортов в некоторых административных центрах, что значительно усложнило
транспортное сообщение и доступность удаленных регионов. Закрылись много
грунтовых аэродромов, которые использовались для доставки грузов и пассажиров в
труднодоступные районы.
Однако отсутствие финансирования и инвестиций в эту инфраструктуру, создало
проблемы с обслуживанием и безопасностью этих аэродромов. Переход к рыночной
экономике оказал значительное влияние на авиационную отрасль Монголии, требуя
новых решений для улучшения транспортной доступности и обновления
инфраструктуры.
В период с 1994 по 1997 год дальнейшее крупное обновление аэропорта
Улан-Батора было достигнуто с
помощью Азиатского банка развития, в результате чего аэропорт в стал
соответствовать стандарту ICOA. Аэропорт был переименован в Чингис Хаан
(Чингисхан) международный аэропорт в честь 800-летия создания Монгольского
государства 21 декабря 2005 года. В связи с переименованием
международного аэропорта Буянт-Ухаа на Чингисхаан установили памятник великому
завоевателю на перекрестке автодорог перед данным аэропортом.
В 2011 году доля аэропортов, располагающихся поблизости Улан-Батора в общем
объёме перевозок пассажиров в Монголии составила около 85 %. Аэропорт Чингисхан
в 2010 перевёз почти 1 млн. пассажиров. Остальной пассажиропоток приходится на
крупнейшие аэропорты Ховд, Улгий, Чойбалсан.
Начиная с 2000 года аэропорты Баяндэдгэр и Мааньт практически не функционирует,
причем на базе военного аэродрома вблизи Мааньта был открыт гражданский аэропорт
под названием Баян Сумэ. Международный резервный аэропорт в Чойбалсане построен на базе бывшего военного
аэродрома (2001 год).
В Монголии имеется около 80 аэропортов, но только 11 из них оборудованы
взлетно-посадочными полосами с твердым покрытием. Расписание часто зависит от
погодных условий, и задержки местных рейсов могут длиться до 24 часов.
В Монголии зарегистрировано приблизительно 10 авиакомпаний, которые
располагают примерно 60 самолетами и 30 вертолетами в совокупности.
В августе 2014 года было принято решение о сокращении воздушной дистанции между
самолетами с 90 до 30-и километров после надлежащих работ по установлению и
усовершенствованию наземных радарных станции начиная с 2012 года. Это в свою
очередь, позитивно скажется на пропускной способности воздушного сообщения
Монголии.
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА
5 июля 2019 года официально завершено строительство нового международного
аэропорта, расположенный на территории сомона Сэргэлэн Центрального аймака
Монголии. Таким образом, самое крупное строительство (при помощи Японии) в
области монгольского авиатранспорта аэропорт готов к эксплуатации. Занимаемая
аэропортом площадь включает единственную взлетно-посадочную полосу длиной 3600
метров и шириной 45 метров, а также пассажирские терминалы общей площадью
примерно 35 тысяч квадратных метров. На территории расположены
места для стоянки 24 лайнеров, ёмкости для хранения авиационного топлива
рассчитаны на 8 тысяч тонн. Менеджмент нового международного аэропорта будет реализован совместно
с Японией на основе “Договора о концессии”. 51 процент прибыли аэропорта получит
японская сторона, а 49 процентов – монгольская.
Наряду с этим, также состоялась церемония принятия скоростной автомагистрали
протяжённостью в 32 км до нового аэропорта.
С введением в эксплуатацию этого международного аэропорта будет построен
город-спутник с 30-тысячным населением, что станет началом для закладки нового
фундамента экономического развития. Введение в эксплуатацию нового аэропорта,
построенного на общую сумму в 65,6 млрд. иен, позволит принимать 1,5 - 3 млн.
пассажиров в год.
2021 году, в Улан-Баторе состоялся официальный запуск нового международного
аэропорта «Чингис Хаан». 4 июля осуществлён
первый рейс из этого нового авиаузла – авиакомпания МИАТ, национальный
перевозчик, вылетела в Токио. Этот аэропорт не только увеличил пропускную
способность страны для международных рейсов, но и стал важным хабом в
Северо-Восточной Азии, способствуя увеличению туристического потока и укреплению
экономических связей с другими странами.
Монгольская малая авиация в ближайшее время планирует начать полёты из
Улан-Батора в центр Сухэ-Баторского аймака
город Баруун-Урт. Одновременно начаты
работы по созданию взлётно-посадочных полос в сомонах
Дадал, Галшар и Биндэр
Хэнтийского аймака, готовятся принимать самолёты малой авиации сомоны Баяндун и
Халхгол Восточного аймака и самый недоступный сомон Ренчинлхумбэ в Хубсугульском
аймаке. (Монголия Сейчас)
Расширение и модернизация национального авиапарка также являются ключевыми
направлениями развития сектора. Монголия активно сотрудничает с международными
партнерами, чтобы обновить свои воздушные суда и внедрить передовые технологии.
В последние годы были заключены соглашения с ведущими мировыми
авиапроизводителями на поставку новых самолетов, что позволяет повысить качество
и безопасность полетов, а также сократить эксплуатационные расходы.
В настоящее время монгольские авиакомпании выполняют полеты по местным
маршрутам:
- Алтай
- Ховд
- Улистай
- Гдший
- Улангом
- Мурун
- Даланзадгад
- Чойбалсан
Международные маршруты:
- Китай: Пекин, Гон-Конг, Эрэнхот, Нонот, Гуанджоу, Шеньжень, Харбин,
Шанхай, Джинин, Санья.
- Сеул
- Токио
- Бангкок
- Алма-Ата
- Бишкек
- Сингапур
- Дубай
- Манила
- Тайпэй
- Стамбул
- Берлин, Франкфурт
- Дублин
- Прага
- Лондон
- Улан-Удэ, Иркутск
- Австралия: Сидней, Мельбурн
- Северная Америка: Сиэтл, Сан-Франциско, Гаваи, Вашингтон, Лос-Анджелес,
Нью-Йорк, Торонто, Ванкувер, Мехико
- Южная Америка: Бразилия, Богота, Сан-Паулу.
В то же время, развитие авиационной отрасли в Монголии сталкивается с рядом
вызовов. Важной задачей остается повышение качества подготовки пилотов и
обслуживающего персонала, что требует значительных инвестиций в образовательные
программы и международное сотрудничество. Усиление мер безопасности и внедрение
инновационных технических решений также становятся приоритетами государственной
политики, направленными на создание устойчивой и конкурентоспособной авиационной
отрасли в стране.
БИБЛИОГРАФИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|