Монголия. Изобразительное искусство.
ПУБЛИКАЦИИ О МОНГОЛИИ
ИСКУССТВО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изобразительное искусство Монголии обладает глубокими корнями и отражает богатую
историю и культуру этого уникального региона. Фокусируясь на гармонии с природой
и духовными ценностями, монгольские художники и ремесленники на протяжении веков
создавали произведения, которые восхищают своей самобытностью и
выразительностью.
Начиная с древних времён, когда кочевое общество развивало свою культуру,
искусство монголов вобрало в себя символику и магию повседневной жизни. Каменные
гравюры, найденные в степях Монголии, свидетельствуют о глубоком понимании
эмоций через простые, но выразительные рисунки зверей и сцен охоты. Эти
исторические шедевры открывают окно в мир, где природа и человек существовали в
единстве.
К началу эпохи бронзы относятся древнейшие памятники искусства, найденные на территории Монголии: изображения животных, выбитые или нанесённые краской на скалах, медные и бронзовые ножи, украшенные
верными натуре, а позже стилизованными изображениями животных. С начала железного века на бронзовых изделиях и
«оленных камнях» (могильные столбы или плиты) преобладают стилизованные фигурки животных,
в том числе бегущих оленей, в скифском зверином стиле.
К концу 1 в. до н. э. — началу 1 в. н. э. относятся найденные в курганных погребениях
(херексуры, монг. хиргисууры) гуннской знати в Ноин-Уле привозные и
местные предметы утвари, ткани, войлочные ковры, украшения конской сбруи. На металлических изделиях причудливые фигурки зверей в изощрённом зверином стиле часто дополнялись вставками из камней и
цветной пасты.
Гуннские города — почти квадратные в плане поселения, обнесённые земляными валами, включали ремесленные кварталы, дворцы правителей, жилища. В период господства на территории Монголии
Тюркского каганата (6—8 вв.) развивалось ремесло (конская сбруя, оружие покрывались орнаментом с преобладанием растительных элементов), распространилась мемориальная скульптура (мужские каменные
фигуры у намогильных памятников; стелы на постаментах в виде черепах). В искусстве этого времени наряду с верностью натуре (голова статуи Кюль-Тегина) встречается и лаконичная условность, особенно в
изображении животных (рисунки, выбитые на намогильной плите Кюль-Тегина).
От периода Уйгурского каганата (745—840) сохранились руины столицы Орду-Балык (позже
Хара-Балгас), со строгой планировкой,
оборонительными сооружениями, домами, храмами, а также рельефы на каменных стелах, керамика со штампов, узором.
Одним из важнейших аспектов монгольского искусства является буддийская
живопись, которая получила распространение с приходом буддизма в XIII веке.
Традиционные танка и скульптуры изображают многообразие буддийских божеств,
мандалы и сцены из жизни Будды. Они создаются с особой тщательностью и строго
следуют канонам, обеспечивая духовное влияние и эстетическое наслаждение.
Влияние шаманизма также оказало значительное воздействие на искусство
Монголии. Шаманские атрибуты, заговоры и ритуальные предметы показывают особую
связь между человеком и миром духов. Эти предметы искусства служат проводником в
мир потустороннего и символизируют защиту от злых духов.
С приходом Великой Монгольской империи в XIII веке, мастерство ювелиров и
кузнецов достигло своего апогея. Работы из золота, серебра и бронзы, которые
украшали дворцы и обиход знати, демонстрировали не только богатство, но и
высокое мастерство исполнения. Современные мастера продолжают традиции, создавая
ювелирные изделия, которые восхищают своей изысканностью и красотой.
В период существования киданей (X—XII вв.) активно велось строительство
городов. Обычно они имели почти квадратный план и были окружены ровами и
земляными валами. Внутри городской зоны проходили одна или несколько улиц с
административными сооружениями, храмами и жилыми домами, а на пустующих
территориях располагались юрты и палатки. При археологических раскопках города
Барс-Хот I (X—XII вв.) были найдены остатки буддийского храма и пагоды,
свидетельствующие о сочетании местных традиций с китайским влиянием; алтари,
глиняные фигуры божеств и животных. В эпоху становления монгольского феодального
государства и империи (конец XII — первая половина XIII вв.) в Каракоруме были
обнаружены остатки ханского дворца Угедея и религиозные объекты.
С XVI до начала XX века главным типом жилища в монгольских ханствах и
княжествах стала юрта из войлока на деревянном каркасе. С конца XVI века, с
распространением ламаизма, началось интенсивное строительство монастырей и
храмов. Возводились культовые сооружения из дерева (каркасные с дощатым
покрытием), основанные на структуре юрты, а также кирпичные китайского типа и
каменные тибетского типа (в монастырях Эрдэни-дзу и Амур-Баясхулантухите).
Известны храмы «смешанного» типа — монголо-китайского, тибетско-китайского,
тибетско-монгольского (монастыри Да-Хуре и Гандан в Улан-Баторе). Своеобразны
мемориальные постройки — субурганы (Боди-субурган в Эрдэни-дзу).
Живопись XVI — начала XX века включает буддийские композиции (выполненные с
использованием гуаши на полотне) и настенные росписи по сухой штукатурке с
вырезанными контурами. Композиции отличаются строгим каноном, четкой графикой
рисунка и яркими локальными цветами, под влиянием тибетской, китайской и
непальской живописи. Скульптуры для храмов изготавливались главным образом из
глины, дерева, прессованной бумажной массы; крупные статуи божеств и лам
отливались из бронзы, ярко окрашивались и золотились (скульптор Дзанабазар,
вторая половина XVII века).
К середине XVII века появились приемы обработки металлов (чеканка,
гравировка) бронзовых и серебряных изделий. Получила распространение резьба по
дереву (фигурки животных, орнаменты, шкатулки), создание масок божеств из
папье-маше.
В конце XIX века распространилась светская живопись — портреты, сцены быта и
природы Монголии, сатирические работы Шарава. В декоративно-прикладном искусстве
доминировало украшение предметов быта и одежды зооморфными, растительными
(известными еще с XIII века) и геометрическими орнаментами. Вышивка и аппликации
на одежде и обуви из кожи отличались яркими контрастами локальных цветов.
Реформатором национальной живописи выступил в 20-е гг. Шарав, а позже — его ученик Манибадар. Они создавали произведения на современные темы, нередко с использованием
светотени и линейной перспективы. С начала 50-х гг. заметно расширяется тематика искусства многих художников (Ядамсурэн, Сэнгэцохио, Дамдинсурэн), приёмы национальной живописи удачно сочетаются с
европейским письмом. Создаются первые картины маслом (живописцы Чойдог, Цэвэгжав, Гава, Цултэм, Амгалан). С середины 50-х гг. получают развитие графика (С. Нацагдорж, Сосой) и скульптура (Чоймбол,
Жамба). В декоративно-прикладном искусстве МНР наряду с традиционными отраслями появляются новые: фарфор, различные виды керамики, резьба по кости.
В XXI веке традиционные формы искусства пережили
значительные изменения под влиянием западной культуры и политических
трансформаций. Однако, несмотря на эти влияния, все больше современных
художников стремится сохранить уникальную монгольскую идентичность, интегрируя
традиционные методы в современное искусство. Художники активно ищут новые формы
выражения, совмещая авангардные идеи с классическими мотивами.
Современная Монголия становится ареной для развития новых направлений в
искусстве, где особое внимание уделяется экологии и сохранению культурного
наследия. Художники вдохновляются природой, степью, величественными горами и
богатством животного мира, привнося эти элементы в живопись, скульптуру и даже
мультимедиа.
Музыка и танец также играют важную роль в художественной жизни Монголии.
Традиционная музыка горлового пения и танцы скомтой неразрывно связаны с
изображением эпических народных сказаний и исторических событий. Эти формы
искусства продолжают развиваться, получая новое звучание благодаря талантливым
современным исполнителям.
Множество фестивалей и выставок сегодня позволяет монгольскому искусству
выйти на международную арену. Такие мероприятия, как фестиваль Наадам,
привлекают внимание не только местной, но и мировой публики, демонстрируя
уникальность культурного наследия этой великой страны.
Монгольское изобразительное искусство является живым свидетельством
культурного взаимодействия, уважения к предкам и природы, а также стремления
сохранить и передать богатое наследие будущим поколениям. Оно несет в себе
духовность, красоту и уникальность, которые воплощают в себе дух Монголии.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|