Российско-Монгольское Акционерное Общество Улаанбаатарская железная дорога (УБЖД). Технические характеристики. История. Подвижной состав.
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
УЛАН-БАТОРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Российско-Монгольское Акционерное Общество Улаанбаатарская железная дорога (УБЖД)
Данная статья носит информационный характер. Цель
данной статьи познакомить читателя с развитием железнодорожного транспорта в
Монголии!
Уланбаторская Железная Дорога является акционерным обществом с равными долями 50:50 взноса участников с Российской и Монгольской стороны в уставный капитал общества. С российской стороны акционером
компании являлось "Федеральное агентство железнодорожного транспорта России". ОАО РЖД будет управлять 50-процентным пакетом принадлежащих России акций Улан-Баторской железной дороги.
Президент РФ Дмитрий Медведев принял предложение правительства РФ о передаче в доверительное управление ОАО «Российские железные дороги» находящихся в федеральной собственности 50% акций cоветско-монгольского АО «Улан-Баторская железная дорога».
Текст соответствующего указа от 22 августа N965 размещен сегодня, в день визита президента России в Монголию, на официальном сайте Кремля.
Согласно документу, передача в доверительное управление осуществляется сроком на 5 лет без проведения конкурса на право заключения договора доверительного управления акциями. Правительству РФ поручено в 6-месячный срок обеспечить
осуществление мероприятий, предусмотренных указом.
Монгольская сторона заинтересована и неоднократно ставила перед российской
стороной вопрос о пересмотре соотношения долей в свою пользу (51% : 49%), однако
российская сторона не дает свое согласие, так как в этом случае, любое
российское предложение будет просто заблокировано монгольской стороной. До 2008
г. строительство и эксплуатация новых железных дорог в Монголии находились в
ведении АО УБЖД. После создания новой, государственной компании «Монголын темер
зам» («Монгольские железные дороги») в 2008 г. к ней перешли компетенции
строительства и управления всеми железными дорогами страны.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АО "УБЖД":
Уланбаторская железная дорога является единственной
железнодорожной компанией в Монголии - общая эксплутационная длина дороги – 1815
км. включая линию Баянтумен.
Крупнейшей линией Монголии является Трансмонгольская магистраль - Сухэ-Батор -
Улан-Батор - Дзамын-Удэ; ее протяженность - 1111 км. Благодаря постройке этой
магистрали железнодорожный путь из Европы в Центральную Азию сократился на 1025
км. От этой дороги в различные направления в настоящее время отходят несколько
веток.
-
линия Дархан - Шарын-Гол имеет протяженность 63 км и связывает район угольного
разреза Шарын-Гол с основными потребителями топлива;
-
линия Хонхор - Налайха протяженностью 13,7 км дает выход на магистраль району
угольных шахт Налайха;
-
линия Салхит - Эрдэнэт протяженностью 164 км соединяет с общей системой
железных дорог МНР и России крупнейший в Азии горно-обогатительный комбинат в
Эрдэнэте, работающий на сырье молибденового месторождения;
-
линия Багахангай - Багануур имеет протяженность 94 км,
-
Айрак - Бор-Ундур - 60
км,
-
Сайн-Шанд - Зуунбаян -50 км
-
Толгойт - Сонгино - 20 км.
-
Для освоения каменноугольного месторождения Таван Толгой в настоящий
момент Монголия строит две ветки. В результате реализации проектов
месторождение будет связано с единой железнодорожной сетью страны.
- Таван Толгой — Зуунбаян (длинной более 414.6 километров). На
середину 2020 года уложены первые 43.5 километра пути.
- Таван Толгой — Гашуунсухайт (пограничный переход на
монголо-китайской границе).
-
В 2019 году сдана в эксплуатацию ветка длинной 27 километров, соединяющая
первый в Монголии нефтеперерабатывающий завод в сомоне Алтанширээ аймака
Дорноговь с Сайншанд.
Второй крупной железной дорогой страны является линия Эрэнцав -Чойбалсан. Ее
протяженность 268 км. Эта дорога была построена в 1939 г. Она имела и до сих пор
имеет важное стратегическое значение. Дорога сыграла особую роль в развитии
производственных мощностей восточных районов Монголии и способствовала
расширению международных торгово-экономических связей двух стран. В настоящее
время строится участок пути Саншанд - Баруун-Урт - Хоот - Чойболсан
длинной более 450 километров. С вводом в строй этого участка, линия Эрэнцав -
Чойболсан будет соединена с основной железнодорожной сетью Монголии.
В перспективе рассматривается вопрос о строительстве железнодорожного пути от
города Эрдэнэт на запад до Морона и далее на восток к границе с Россией. С
Российской стороны идет строительство участка Курагино - Кызыл - Элегест
(Вблизи села обнаружено крупное месторождение коксующегося угля, разработка
которого станет возможной после прокладки железной дороги. Новая дорога позволит
начать полноценную разработку месторождения с колоссальными запасами
коксующегося угля.). Еще в 2014 году было предложено расширить проект
строительства железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино, который
реализует компания ТЭПК. Железная дорога может быть продлена в Западную
Монголию, на Урумчи и далее в Китай, а оттуда уже в любую сторону — в Пакистан
или в Индию.
ПАРК ПОДВИЖНОГО СОСТАВА УБЖД :
ИСТОРИЯ УБЖД
Попытки построения железной дороги в Монголии были приняты
начиная 1895 года. Агинский бурят Петр Бадмаев (Жамсаран) имел значительную роль
столице Российской империи, и он обращался Императору с планом построить
разветвление Транссибирской магистрали через Монголию до китайского города
Ланчжау, и на это выделили 2 млн. золотых рублей. Но этот план не осуществлялся,
железную порогу построили через Маньчжурию. Америка и Япония также были
заинтересованы постройке железной дороги через Монголию.
Когда в Августе 1911 года монгольские делегации чинван
Ханддорж, да лама Цэрэнчимид и гун Хайсан посетили Москву одной из просьб
Правительства Монголии была помощь в построение железной дороги. В 1915 году хан
Намнасурэн и ван Удай также предъявили желание Россию о железной дороге. Россия
не приняла и не поддержала эту просьбу.
В начале этого века 1915 года Монгольский император VIII Богд
Жавзандамба впервые издал указ обращенный министру Великого Хурала о развитии
горнодобывающей промышленности и строительстве железной дороги. Развитие
железнодорожного транспорта в Монголии пошло от узкоколейной железной дороги
Улан-Батор - Налайх. Ветка построена в 1938 г. для снабжения столицы Монголии
углём. Первый поезд прошёл 11 июля 1938 г.; сдана в эксплуатацию осенью того же
года. Общая длина дороги была 43 км, и ширина колеи 750 мм. Подвижной состав:
Паровозы серий 157, 159 и ВП1.
В музее УБЖД можно увидеть паровоз серии 159.
Когда стала реальной опасность милитаристической угрозы в
конце 30-ых годов на северо-востоке Монголии, в ноябре 1939 г. была построена
железная дорога от границы СССР (Соловьевск)
до Баянтумэна (ныне г. Чойбалсан). Настоящее время это - железная дорога на
участке Эрээнцав - Баянтумэн. Эта дорога играла важную роль на войне при Халхинголе. Длина дороги около 268 км.
В рамке соглашении между МНР и СССР "О сотрудничестве",
заключенного в 1946 году, началось построение железнодорожной линии Наушки -
Улан-Батор в 1947 году.
В резкоконтинентальных, суровых погодных условиях и
послевоенных трудных временах советские специалисты, рабочие завершили
проектно-изыскательных работ в кратчайший срок и начали строительство.
Строительные работы начались в 1947 году, в течение двух лет
была построена линия Наушки (Бурятия) - Улан-Батор длиной 400 км.
В 1949 году состоялсь подписание соглашения между
правительствами МНР и СССР о создании Акционерного Общества «Улан-Баторская
Железная Дорога»
1949 - Церемония отправления первого поезда
В 1952 году подписано трехстороннее соглашение между правительствами МНР, СССР и
КНР о начале прямого железнодорожного сообщения между СССР и КНР через МНР
В 1953 году в Улан-Баторе состоялось открытие
железнодорожного техникума готовивших специалистов среднего звена для железной
дороги. Во время ощущался недостаток кадров. Большую часть работ выполняли
советские специалисты. Машинисты, мастера, ремонтники - были русскими, а
монгольские рабочие были их подопечными.
1 декабря 1955 г. открыто движение по железной дороге от
Улан-Батора до Замын-Уда (713 км) и была введена в строй вся трансмонгольская
магистраль (линия широкой колеи).
В следующем (1956) году открыто прямое железнодорожное сообщение между СССР и
КНР через МНР.
1956 год - Открытие железнодорожной линии «Баянтумен» на
северо-востоке страны. В этом же году было построено и сдано в в эксплуатацию
Улан-Баторское локомотивное депо (под назв анием ПАРОВОЗНОЕ ДЕПО). В
период с 1956 по 1997 годы работы по перевозкам выполнялись на локомотивах марки
ТЭ1, ТЭ2, ТЭМ1, ТЭМ2, 2М62М, УМ62 производства Советского Союза.
С 1957 года появились первые выпускники вузов Советского
Союза по специальностям инженеры паровозов и тепловозов. Постепенно
железнодорожная отрасль укомплектовывалась национальными руководящими и
инженерно-техническими кадрами, машинистами, ремонтниками.
В 1958 г. УЖД перешита на широкую колею. 1958 - Издание первого номера
железнодорожной газеты
В связи с заменой паровозов на тепловозы было упразднено депо
в Чойре и переведено в Улан-Батор. Паровозы перестали использоваться с 1962
года.
1975 - Отправлен первый пассажирский поезд с сообщением Улан-Батор – Москва.
Также в этом же году была сдана в эксплуатацию ветка от Дархана до Эрдэнэта
(164 км).
1991 - Разработан новый бизнес-план ориентированный на рыночную экономику
1992 - Произведена реконструкция Улан-Баторского пассажирского вагонного депо.
Начато проведение заводского ремонта пассажирских вагонов в Монголии
1994 - Завершено строительство перегрузочного комплекса на станции Дзамын-Удэ
1996 - Увеличена мощность Улан-Баторского локомотивного депо. Начато
произведение заводского ремонта локомотивов в Монголии. По льготному кредиту
Правительства Японии в депо было установлено и сдано в эксплуатацию оборудование
46 наименований.
В 1997 году сданы в эксплуатацию 2 тепловозы "ДАШ-7"
компании "Дженерал Электрик" из США, которые начали перевозить уголь между
Улан-Батором и Багануром.
В 2000 году проложен оптико-волоконный кабель вдоль железной дороги, обновлено
коммуникационное оборудование. В следующем году осуществлено соединение
оптико-волоконного кабеля Монгольской железной дороги с аналогичными системами
Российских и Китайских железных дорог.
В 2002 году завершена первая стадия проекта реабилитации искусственных
сооружений железной дороги. А в 2004 году полностью завершен проект реабилитации
искусственных сооружений железной дороги.
В начале 2005 года коренным образом изменена технология
эксплуатационной работы Монгольской железной дороги, в результате чего улучшены
качественные и количественные показатели дороги: вдвое ускорен оборот вагонов и
увеличен средний вес поездов.
Общая протяженность железных дорог Монголии на 2004 год — 1810 км.
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СЕГОДНЯ
В июне 2008 года монгольская железная дорога поставила на рельсы новый состав поезда в направлении Улан-Батор - Пекин. 16 вагонов изготовлены по заказу монгольской стороны на вагоностроительном заводе китайского города Таншинь.
Заказ обошелся в 13 млн.ам. долларов. Каждый вагон имеет все удобства для пассажиров и снабжён кондиционером, а в каждом купе вагонов 1 и 2 классов установлено несколько телевизоров. У каждого пассажира свой телевизор, пульт управления каналами,
наушники, управление кондиционером. В вагонах 1 класса полки шире, чем во втором классе. Рядом со столом кресло для одного пассажира. Туалет, умывальник, душ расположен в отдельной комнате - 1 на два соседних купе.
До 2008 г. строительство и эксплуатация новых железных дорог в Монголии
находились в ведении АО УБЖД. После создания новой, государственной компании «Монголын
темер зам» («Монгольские железные дороги») в 2008 г. к ней перешли компетенции
строительства и управления всеми железными дорогами страны.
В 2009 году с помощью российских железнодорожников был произведён подъёмочный ремонт 109 километров пути на участке Мандал — Давааны Улан-Баторской железной дороги. Уложен безстыковой путь, увеличена допустимая скорость движения.
18 февраля 2011 года глава Управления по делам железной дороги Б.Батболд вручил исполнительному директору госкомпании "Монгольская железная дорога" Б.Батзаяа сертификат,
разрешающий на строительство базовой структуры железной дороги длиной 1100 км от сомона Даланзадгад до г. Чойбалсан. Разрешение на строительство базовой структуры железной дороги новой госкомпании правительство выдало в рамках работ по реализации
госполитики в области железнодорожного транспорта Монголии, утверждённой в 2010 году. Специалисты этого сектора считают особо важным для экономики Монголии строительство железной дороги в
направлении Даланзадгад - Тавантолгой - Цагаан-Суваргаа - Зуунбаян - Сайшанд - Баруунурт - Хоот - Чойбалсан.
Благодаря этому, для Монголи открывается возможность экспортировать свою продукцию горнорудной промышленности в Россию, а также в третьи страны путём использования морских портов Дальнего Востока Российской Федерации.
В 2014 году в столице Монголии Улан-Баторе на основе существующей железнодорожной инфраструктуры Трансмонгольской железной дороги, проходящей в черте города, создана Улан-Баторская городская железная дорога.
С 2017 года Уланбаторская железная дорога эксплуатирует грузовые магистральные двухсекционные тепловозы 2ТЭ25КМ, произведенные на Брянском машиностроительном заводе (АО "УК "БМЗ"). На данный момент УБЖД имеет 5 тепловозов данной серии.
В 2018 году УБЖД приобрело три новых локомотива и на данный момент локомотивный парк насчитывает более 120 локомотивов.
В 2019 году российским ОАО Элтеза завершён проект по оснащению Трансмонголькой железной дороги от станции Хойт (граница с РФ) до станции Замыын-Ууд (граница с КНР) системой интервального регулирования движением
поездов на базе радиоблокировки по стандарту ERTMS.
2020 год. Улан-Баторская железная дорога (УБЖД) приобрела у России восемь новых локомотивов для удовлетворения растущего спроса на железнодорожные перевозки. Локомотивы прибыли через северную границу утром 9 января. Из этих
восьми новых локомотивов — семь 2ТЭ25К «Пересвет» (2-секционный Тепловоз с Электропередачей, 25-я серия, Коллекторный), а один локомотив марки ТЭМ-18ДМ — маневровый тепловоз.
Объем перевозок АО УБЖД неуклонно растет в течение последних трех лет. Монголия превысила возможности прошлого года по перевозке 28,1 млн. тонн грузов в году.
Поэтому УБЖД расширил свой подвижной состав и приобрел эти восемь новых локомотивов, произведенных на Брянском локомотивном заводе в России.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ИСТОЧНИКИ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|