Что есть, что в Монголии. Страницы нашего сайта.
ПУТЕШЕСТВИЕ В МОНГОЛИЮ
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
МОНГОЛИЯ. ЧТО ЕСТЬ ЧТО. КТО ЕСТЬ КТО. (алфавитный указатель)
Алфавитный указатель включает статьи о Монголии, названия поселений, именах,
географических объектах, животных и исторических фигурах с отсылками на
соответствующие страницы.
Алфавитный указатель представляет собой ценное
ресурсное средство, которое упрощает поиск информации о Монголии и ее
многообразной культуре. Он включает тщательно организованные статьи, которые
охватывают широкий спектр тем — от названий поселений и географических объектов
до уникальных животных и исторических фигур, играющих важную роль в истории
страны. Указатель служит путеводителем, раскрывающим богатое наследие Монголии,
что позволяет пользователям быстро находить необходимые сведения и погружаться в
изучение интересующих их аспектов.
Каждая запись в указателе содержит ссылки на
соответствующие страницы, где представлена более детальная информация. Это
делает процесс поиска не только эффективным, но и увлекательным, поскольку
читатели могут легко переходить от одной темы к другой, открывая для себя новые
факты и истории. Алфавитный указатель становится незаменимым инструментом для
всех, кто хочет лучше понять культурное и историческое наследие Монголии,
позволяя избежать путаницы и сосредоточиться на наиболее интересующих аспектах
этой удивительной страны.
А - Б - В - Г - Д - Е - Ё - Ж - З - И - Й - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Ы - Э - Ю - Я
A |
- Административная карта Монголии
- Аймак - тюркское и монгольское (монг. аймаг) родоплеменное
образование, современная административная единица (район) в Республике
Монголия, Автономном районе Внутренняя Монголия (КНР). Нынешние районы
Бурятии назывались аймаками в 1917—1973 годах. В 1922—1963 годах аймаками
назывались также районы Горно-Алтайской АО.
- Алтай
- Алтанбулаг
- Амарбаясгалант - монастырь
- Архангайский аймак
- Арвайхээр
- Арц-Богд - горный массив
|
Б |
|
В |
|
Г |
|
Д |
|
Е |
|
Ё |
|
Ж |
|
З |
- Завхан аймак
- Занабазар -
выдающийся мастер художественного литья, ювелирного искусства и национальной живописи. Крупнейший политический и религиозный деятель средневековой Монголии.
- Зуунмод - административный центр
Центрального (Тув) аймака.
|
И |
|
К |
- Каменные бабы (Хун чулуу) – каменные изваяния на княжеских могилах тюркского времени
VI–VIII вв. н.э. Тюрками были воздвигнуты первые скульптурные монументы на погребальных могилах. Изваяния прославляли боевые подвиги военачальников. Согласно китайским источникам на тюркских погребальных постройках устанавливались ряды простых камней-балбанов, соответствующих числу убитых и побежденных врагов. В погребальном комплексе Хошоо
Цайдама на реке Орхон протянулись на 3 км более 900 камней-балбанов.
Каменные бабы, встречающиеся в центральной части Монголии, большей частью находятся без головы. Обезглавливание каменных идолов связано с проникновением в Монголию буддизма, считалось, что, отбивая головы изваяниям, отвергается тем самым основная религия тюрко-шаманизм. В тех краях, где шаманизм сохранил свои позиции на долгие годы, тюркские изваяния стоят и поныне целыми.
Карты Монголии
Керексуры (хэрэгсуур) – так называют в Монголии аллеи древних менгиров
VII–VIII вв. н.э. Как правило, аллеи менгиров ориентированы с востока на запад. Отдельные менгиры достигают высоты свыше 4 метров, вес свыше 4–5 тонн. Такие, отдельно стоящие в ровной степи менгиры, озадачивают исследователей своим происхождением. Часто рядом нет никаких видимых скал, где могли бы заготовить такой большой монолитный камень. Возраст менгиров настолько древний, что со временем их стали почитать как обиталище духов. На каменных гранях менгиров иногда можно увидеть следы возлиянием маслом. Отдельные из них за время существования неоднократно перетаскивались с места на место, так что в настоящее время трудно определить их первоначальное местонахождение. На некоторых сохранились загадочные символы.
- Климат Монголии
- Кобдский (Ховд) аймак
- Кулан - дикая лошадь.
|
Л | |
М |
- Мандалговь
- Мани - (санскр., тиб., монг.) - камни с написанной или
выгравированной на них мантрой ОМ МА НИ П АД МЕ ХУМ, стоящие в торах, на
перевалах, недалеко от монастырей, населенных пунктов, в местах будд.
паломничеств и т. д. Назначение М. разное: от мемориала в честь к.-л.
события до маркёра сакрального пространства, принадлежащего тому или иному
монастырю.
- Майдар (Мантарея санскр.; кит. Милэ фо, яп. Мироку, монг., бур.
Майдар) - персонаж будд. мифологии, выступающий одноврем, и как бодхисаттва,
и как будда. Как бодхисаттва М. популярен во всех осн. направлениях
буддизма. Как будда Грядущего мирового периода, к-рый наступит после
окончания периода Шакьямуни, М., согласно будд. легендам, обитает на небе
Тушита и ждет того времени, когда сможет переродиться в мире людей. А оно
наступит, когда продолжительность жизни людей на земле достигнет 84 000 лет
и будет править миром один справедливый правитель буддист. Культ М. особенно
популярен в Цент. Азии, именно там во многих монастырях имеются его
гигантские статуи. В отличие от прочих будд М. обычно изображают сидящим на
троне со спущенными вниз ногами. Его характерные атрибуты: золотистый цвет
кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия и колесо дхармы.
Монгольская юрта
Монгольская кухня
Монгольский орнамент
Необычно богат и своеобразен монгольский народный орнамент. В быту народа орнамент играл большую роль и имел не только назначение украшать предметы обихода, но и выражал символикой цветов и узоров пожелания счастья и удачи владельцу предмета. Узоры на двери юрты выполняли также роль оберега.
Символика цветов восходит к глубокой древности. Синий цвет - цвет неба, символизирует вечность, постоянство, верность. Желтый цвет - цвет золота выражает любовь, чувства симпатии. Красный цвет - цвет радости, белый - чистоты, невинности, черный - несчастья, бедствия, угрозы, измены.
Символические орнаменты своими сочетаниями позволяли выражать пожелания расцвета, здоровья, счастья, благополучия, мира и радости и т.д. Традиционно монгольский орнамент украшает двери юрт, мебель, сундуки, ковры и т.д.
Моринхур (монгольский музыкальный инструмент)
Монгольская одежда
- Мурен
|
Н |
|
О |
- Обо (по монг. – «овоо») – древнее святилище, местопребывание духов-хозяев местности, место, где надлежит поклоняться духам, сооружается в священных местах, где духи явили себя или где они действуют.
- Обычаи монголов
- Оленные камни – каменные плиты, поверхность которых покрыта изображениями скачущих животных, чаще всего оленей. Из всех известных в степном поясе Евразии оленных камней более 80 %, т.е. около 500 оленных камней сосредоточено на территории севера и северо-запада Монголии. Наибольшее количество оленных камней обнаружено в Северной Монголии, их возраст датируется I тыс. до н.э. Могилы с оградами из каменных плит относятся к скифо-сибирской культуре VII–V вв. до н.э.
- Орнамент (см. монгольский орнамент)
- Орхоно-Енисейские надписи
Тюркоязычные надписи VII-XI вв. на скалах, каменных плитах, бытовых предметах в Монголии, Южной Сибири, Средней Азии. Названы по находкам в долинах рек Орхон и Енисей.
- Орхонский аймак.
|
Р |
|
С |
|
Т |
- ТАРА (санскр., тиб. Долма, монг. Дара) - досл. «спасительница», наиб.
популярный женский образ в пантеоне будд. мифологии, проходящий по нескольким
его разрядам сразу — как бодхисаттва, как праджня, как идам. В хинаяне она
неизвестна вообще, в махаяне — мало, в ваджраяне ее образ получил сильное
развитие. Известна 21 форма Т. В Непале, Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии
особо почитаемы 2 ее спокойные формы Белая Т. (санскр. Ситатара, монг.
Цагаан-Дара-ехе) и Зеленая Т. (санскр. Сьяматара, монг. Ногоон-Дара-ехе), в
отличие от прочих — гневных форм. Образ Т. впервые появляется в текстах пер.
пол. 1 тыс. Имеется несколько мифов о ее происхождении: из слезы Авалокитешвары:
из погрузившейся в созерцание принцессы, давшей будде Амогхасиддхи клятву
спасать все живые существа от мук сансары. Т. выступает в пантеоне как праджня
(женское проявление) Авалокитешвары и Амогхасиддхи. Ее земными воплощениями
считались жены тиб. царя Сронцзангамбо, императрица России Екатерина II (бур.
ламы объявили ее воплощением Белой Т.), жена восьмого Богдо-гэгэна Монголии и
др.
- Тарбаган -
млекопитающее рода сурков
- Тув (Центральный) аймак Монголии
- Торцог - монгольский национальный головной убор.
|
У |
|
Х |
- Хадак. Голубой шелковый платок, символизирующий уважение, дружбу, пожелания счастья и мира. Вручается гостям или хозяину в знак глубокого уважения, дружбы и мира. Во время празднования Цаган-Сара (нового года по лунному календарю) принято в гостях обмениваться хадаками. Эта же символика отражается в обычае привязывать хадаки во время ежегодных тайлаганов во время чествования родового обо.
- Хабтагаи - дикие верблюды.
- Хангарид (монг., бурятск.). ГАРУДА (санскр.) - персонаж др.-инд.
мифологии, царь птиц, ездовое животное (вахана) бога Вишну. В будд.
мифологии - огромная птица, вечно враждующая со змеями (нага).
Считается, что Шакьямуни в одном из своих прошлых
земных рождений был царем. Поэтому Гаруду иногда изображается
в человеческом обличье, но с головой и крыльями
птицы, со змеей в клюве. Популярный персонаж в
мифологии тибетцев, монголов, бурят, калмыков (монг. Хан Гаруди,
Хангарид, бур. Хэрдиг, калм. Хэрд). Гигантская волшебная птица, способная
уносить в клюве жеребят и даже людей. Летит хангарид с шумом и грохотом, иногда
при приближении волшебной птицы выпадает дождь.
- Ханх - поселок в северной оконечности озера Хувсгул
- Хун чулуу - см. Каменные бабы
- Хэрэгсуур - см. Керексуры
- Хорог - разделанное мясо с костями приготовленное в собственном соку
- Ховд - населенный пункт
- Хубсугульский аймак
- Хушур - пирожки с мясом, обжаренные в бараньем жиру.
- Хэнтийский (Хэнтий) аймак
|
Ц |
|
Ч |
|
Ф |
|
Э |
|
Ю |
|
Я |
|
|